Электронная библиотека ВУЗа

Система электронной библиотеки ВУЗа

1. Комплексность предлагаемого решения

Реализация электронной библиотеки обеспечивает создание, хранение и эффективное использование электронных ресурсов для обеспечения современных стандартов  качества образования. Комплексное решение предполагает реализацию новых подходов к качественной модернизации сектора науки и образования, требующих создание электронных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним с использованием современных технологий.

 Основным преимуществом решения «Электронная библиотека» является создание электронного фонда цифровых копий изданий и документов библиотеки, а также обеспечение быстрого и удобного доступа к изданиям в электронном виде авторизованным пользователям.

В свою очередь, для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение комплекса технических и организационных задач, в частности:

·         создание электронный информационный ресурс на базе бумажных изданий, хранящихся в библиотеке;

·         гарантированная сохранность создаваемого электронного информационного ресурса;

·         централизованное управление и администрирование;

·         удобный и быстрый доступ авторизованным пользователям к создаваемому электронному ресурсу;

·         быстрый и удобный поиск информации в информационной системе электронной библиотеки по различным критериям, сортировки и оперативной доставки запрашиваемой информации пользователям;

·         обеспечение возможности удаленного доступа к информационному ресурсу пользователям.

2. Компоненты системы:

Система организована по модульному принципу и включает в себя следующие компоненты:

·         модуль текущего ввода – обеспечивает сканирование, индексирование и ввод в систему изданий из бумажных фондов;

·         модуль гарантированного хранения архивных данных - обеспечивает гарантированное  хранение  архивных периодических изданий в электронном виде.

·         модуль управления электронной библиотекой - обеспечивает управление и автоматизацию работы с электронной библиотекой;

 2.1. Модуль текущего ввода:

·         централизованное управление процессом сканирования и контроль процесса сканирования на всех этапах обработки документов;

·         обеспечение требуемой скорости сканирования и контроль качества получаемых изображений;

·         предварительная обработка получаемых документов в электронном виде;

·         индексирование изданий (создание набора поисковых атрибутов);

·         обеспечение процедур маршрутизации электронных копий в процессе индексирования и помещения в систему;

·         загрузка электронных изданий в хранилище;

·         ведение учета и статистики изданий, введенных в систему.

1.jpg

Рис. 1  Обобщенная структурная схема подсистемы текущего ввода

2.2. Модуль гарантированного хранения данных:

·         гарантированное  хранение электронных копий и атрибутивной информации;

·         централизованное управление компонентами системы хранения, включая конфигурирование и мониторинг этих компонентов;

·         обеспечение оптимизации хранения данных по разным уровням хранения;

·         обеспечение резервного копирования и архивации данных;

·         обеспечение возможности  масштабирования системы хранения.

2.3. Модуль управления электронной библиотекой:

·         средства, поддерживающие регламенты доступа к изданиям в электронном виде;

·         средства хранения изданий в электронном виде;

·         организация автоматизированных информационно-поисковых справочников и электронных описей;

·         контроль учета интенсивности использования документов и контроль исполнения запросов;

·         автоматизация работ с оригиналами в бумажном виде.

Для организации модуля управления электронной библиотеки используется решение с промышленной базой данных. Решение позволяет обеспечить формирование структуры электронной библиотеки, наполнение (перевод изданий в электронный вид документов, импортирование документов в электронном виде), организацию надежного хранения, предоставление функций управления и использования (регистрация, права доступа, поиск, просмотр, печать). Электронная библиотека позволяет сопровождать информацию о физическом местоположении документов.

 3. Описание работы системы «Электронная библиотека»

Специалисты библиотеки в соответствии с утверждаемым внутренним регламентом осуществляют перевод в электронный вид изданий и документов фондов библиотеки. Для этого организованы рабочие места согласно целям и задачам:

·         АРМ сканирования – работа со сканером, проверка электронных образов,

·         АРМ индексирования – создание набора поисковых атрибутов

·         АРМ администратора – контроль работы и загрузка электронных изданий в хранилище

Дополнительно может быть установлено необходимое количество АРМ сотрудников библиотеки с администрированием прав работы в системе.

2.jpg

Рис. 2  Обобщенная структурная схема системы электронной библиотеки.

Электронные образы изданий и документов с привязкой  индексной информации  физически хранятся в системе гарантированного хранения данных в соответствующих форматах. При сканировании рекомендуется создавать две копии электронных образов изданий – один полноразмерный образ формата TIFF, как страховая копия издания для обеспечения возможности последующей печати, и один образ формата JPEG или PDF для быстрой передачи образа пользователям по каналам связи при выполнении запроса из электронной библиотеки. Индексная информация по изданиям хранится в базе данных размещенной на сервере, осуществляющем общее управление и коммуникацию по защищенному каналу с Медиатекой. Доступ «извне» к электронным ресурсам библиотеки (только JPEG или PDF форматы) осуществляется посредством «тонкого клиента» с администрированием прав пользования через АРМ администратора.

Основным информационным ресурсом для работы пользователей будут составлять  электронные издания (формата JPEG или PDF) размещенные на сервере НТБ без возможности прямого доступа к «хранилищу».

 4. Описание решения

4.1 Модуль текущего ввода

В качестве оборудования для преобразования изданий в электронный вид предлагается использовать профессиональные решения на базе книжных сканеров и специализированного программного обеспечения. Сканеры имеют широкие возможности настройки, для обеспечения цветопередачи максимально приближенной к оригинальной. Система освещения книжных сканеров бережно относится к оригиналу, безопасна для оператора сканера и экономична в эксплуатации

4.2 Модуль гарантированного хранения данных

Наиболее распространенными устройствами для создания надежного хранилища электронных документов являются системы хранения данных (СХД) класса SAN,  преимуществом которых является:

·         непревзойденный уровень защиты данных,

·         максимально возможный объем хранимой информации

·         скорость доступа к массивам данных

·         простота обслуживания,

·         эффективность использования дискового пространства,

·         наращиваемость

·         экономичность

4.3 Модуль управления электронной библиотекой на базе программного обеспечения управления электронными ресурсами SYNTARCH

Основные процессы и сервисные функции, автоматизируемые системой:

·         Web-доступ авторизованных пользователей к документам в электронном виде;

·         Протоколирование действий пользователей, работающих  в системе;

·         Поиск документов в системе;

·         Архивирование документов, переводимых в электронный вид;

·         Автоматизация ведения отчетности;

·         Обработка заявок на доступ к оригиналам, учет выдачи документов.

 Основные преимущества предлагаемой системы

Функциональность

·         Доступ к изданиям по технологии «тонкого клиента» и аутентификация клиентов

·         Администрирование ролей, прав на рубрикаторы и электронные издания

·         Классификация документов (структурирование)

·         Обеспечение широких возможностей поиска и работа со справочниками, словарями

·         Управление электронными изданиями в различных форматах

·         Формирование отчетности и контроль событий в системе

·         Просмотр, вывод в другие информационные системы или на печать

·         Указание местоположения оригиналов

Удобный пользовательский интерфейс

·         Пользователи получают доступ через «тонкого клиента». Никаких специальных настроек и дополнительного программного обеспечения не требуется.

·         Все операции пользователи выполняют при помощи Интернет-браузера

·         Простой и понятный набор полей и кнопок, лаконичные и полнофункциональные меню

·         Использование различных видов классификаторов: тематический, номенклатурный, местоположение оригиналов и т.п.

·         Большой набор справочников

·         Отчеты, настраиваемые под  требования пользователей системы

·         Использование  настраиваемых встроенных фильтров для поиска информации

Простота работы с документами

·         Информативные списки изданий и документов

·         Удобство в управлении набором действий с электронными копиями (поиск, просмотр, печать, текущий ввод)

Простота администрирования

·         Удобство и информативность регистрации пользователей

·         Структурирование пользователей

·         Удобство и информативность ведения справочников

Эффективная безопасность

·         Аутентификация клиентов

·         Эффективная система ролей и прав на классификаторы

·         Аудит событий